Предлагается сделать обязательным претензионный порядок урегулирования споров в сфере ЖКХ.
Сейчас в российском законодательстве около 30 категорий споров, по которым обязателен досудебный порядок разрешения. ЖК РФ не предусматривает обязательного претензионного порядка урегулирования споров между собственниками помещений и управляющими организациями. Принятие такого закона могло бы существенно разгрузить суды и надзорные органы по конфликтам, которые могут быть решены без их участия.
Законопроектом предлагается установить правило о том, что до того как обратиться в суд или орган ГЖИ (ГЖН), или иной уполномоченной на рассмотрение жалобы орган, собственники обязаны обратиться с претензией к УО. Соблюдение данной процедуры следует сделать обязательным, поскольку обеспечивает фиксацию нарушенного права и дает основания для предъявления требований к ответственному лицу. Кроме того это позволит управляющей организации своевременно узнать о наличии нарушения и принять необходимые меры реагирования. Также регламентируется срок рассмотрения претензии - 10 дней. В течении этого времени управляющая организация должна дать ответ собственнику помещения и либо удовлетворить все указанные в претензии требования, либо дать мотивированный отказ от удовлетворения претензии.
Направление претензии будет возможно различными способами: лично в офисе обязанного лица, заказным или ценным письмом с описью вложения, по факсу, через курьерскую службу, по электронной почте или через кабинет в ГИС ЖКХ.
По мнению Законодательного Собрания Калужской области, при принятии законопроекта появится возможность существенно сократить время на решение споров, устранение недостатков в управлении, содержании и ремонте общего имущества в многоквартирных домах.